УСПЕШНОЙ ВАМ АДАПТАЦИИ!
Две стороны адаптации: физическая и психологическая
Начав посещать детский сад, то есть место, в котором все для него ново (отсутствие близких рядом, свои правила, режим), малыш испытывает стресс. Ребенку необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым обстоятельствам. Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.
?Физическая адаптация включает в себя привыкание к:
Режиму дня;
Питанию;
Прогулкам на новом месте.
К психологической адаптации относятся:
Расставание с мамой (и другими близкими людьми);
?Постоянный контакт с большим количеством сверстников;
?Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя;
?Привыкание к самостоятельности;
Протекание процесса адаптации к детскому саду зависит от многих факторов. К этому новому для мамы и малыша этапу необходимо готовиться заранее, принимая во внимание характер и психическую зрелость ребенка.
?Степени адаптации:
Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:
?Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
?Налажен контакт с воспитателем;
?Малыш играет с другими детьми;
?Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
?Общий эмоциональный фон стабильно положительный.
В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.
?Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:
?Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
?Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
?Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
?Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
?Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.
Выводы:
Адаптация ребенка к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. В норме он протекает от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Готовиться к переменам желательно заранее: познакомить малыша с режимом дня в саду, расширить круг общения, развивать навыки самообслуживания. На успех адаптации значительно влияет отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность мамы передается крохе. Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке. Успешной Вам адаптации!
Автор: Терентьева А.В.